Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично! (голосов: 3, в среднем: 4,67 из 5)
Загрузка...

Измерение износа велосипедной цепи. Срок службы цепи велосипеда.

Я оценивал различные методы оценки износа цепи. Возможно, вы найдёте этот обзор интересным. Воспользуемся только что очищенной и смазанной цепью SRAM PC1170 с пробегом 2400 километров. Она состоит из 54 внешних и 55 внутренних звеньев, так что общая длина новой цепи составляет 137 сантиметров, если измерять расстояние между центрами отверстий в первом и последнем (внутреннем) звене.

Измерение износа велосипедной цепиПять методов измерения износа цепи показывают следующее

  1. Индикатор износа цепи ProGold ProLink: изношено 85 процентов
  2. Инструмент проверки цепи от Park: 0.5 (50 процентов) износа
  3. 30-сантиметровая стальная линейка: незначительно длиннее 30 сантиметров
  4. 15-сантиметровый цифровой штангенциркуль: незначительно длиннее 15 сантиметров
  5. Сравнение с новой («неразрезанной») цепью: старая цепь на 0,4 сантиметра длиннее соответствующего звена новой цепи

Метод №5 я считают наиболее точным

0,4 сантиметра на протяжении общей длины в 137 сантиметров соответствуют 1 миллиметру для 30 сантиметров. Один миллиметр это чуть больше 1/16 дюйма, что вполне нормально согласно Шелдону Брауну:

  1. Если штифт звена менее чем на 1/16 дюйма дальше отметки, всё нормально.
  2. Если штифт звена находится более чем на 1/16 дюйма дальше отметки, вам стоит заменить цепь, но звёздочки, скорее всего, в порядке.
  3. Если штифт звена более чем на 1/8 дюйма дальше отметки, вы сделали цепь слишком длинной.

Таким образом, я заключаю, что:

  1. Цепь изношена чуть более чем на 50 процентов.
  2. Из методов от №1 до №4 ближе всего к верному результату подобрался инструмент проверки цепи от Park.

Углубимся в процессы которые происходят при работе велосипедной цепи

Измерение износа велосипедной цепиУдлинение цепи является наилучшим способом измерения её износа, поскольку показывает степень повреждения осей и роликов.  Существует множество методов определения износа цепи, и вы упомянули некоторые из них. Я на протяжении многих лет задавался тем же вопросом, консультировался с производителями инструментов, интересуясь дизайном их продуктов, и измерил бесчисленное количество цепей с помощью множества разных методов. Мне до сих пор не удалось найти идеальный способ. В конечном итоге, я остановился на инструменте для проверки, который показался мне простейшим в использовании. Я постоянно работаю с ним и пытаюсь выявить характерные его особенности, чтобы вовремя заменять старую цепь и не портить зубцы, а также, чтобы не выбрасывать деньги на ветер, слишком быстро отказываясь от вполне рабочих цепей.

Я советовался с Джейсоном Смитом, владельцем сайта friction-facts.com, который не только многому научил велосипедную индустрию о трении цепей за последние несколько лет, но и в одиночку создал метод подготовки и измерения цепи, использованный Брэдли Уиггинсом в своём часовом рекорде. Он провёл сложный тест, сравнивающий фрикционные потери цепи с её удлинением. Результаты показывают, что трение в среднем увеличивается со скоростью 2 ватта за 1 процент удлинения цепи. Во время тестирования выходная мощность велосипедиста составляла 250 ватт, так что потери будут увеличиваться линейно по мере повышения мощности. Ещё одна причина следить за износом цепи и заменять её не позже, а раньше.

Вот что Дж. Смит говорит об измерении удлинения цепи

«Когда команды “Фактов о трении” выполняла тест “Влияние износа цепи на эффективность”, мы столкнулись с похожими проблемами, касающимися точного определения уровня удлинения цепи на изношенных образцах.

«Каждый из описанных вашим читателем методов, будь то специальный инструмент, “правило линейки” или сравнение с новой цепью, имеет свои преимущества и недостатки. Инструменты для измерения износа цепи просты в использовании. Однако их точность не столь велика, как у способов, в которых применяется линейка или сравнение.

Измерение износа велосипедной цепи«Большинство популярных инструментов отличаются определённым уровнем погрешности, поскольку включают измерение износа втулки конечного звена. Производители могут подстраиваться под это дополнительное удлинение. Но это поднимает другую проблему. Дело в том, что точность инструментов базируется на их дизайне. Производитель может создать заниженные условия, подстроиться под втулку или внедрить другие мерные отклонения дизайна, фактически ограничивая функциональность каждого инструмента, чтобы превратить длину в процентное значение. Сравните это с высокоточной металлической линейкой, где 30 сантиметров всегда равняются 30 сантиметрам.

«В нашей лаборатории мы использовали инструменты Park Tool CC-2 и ProLink. Выяснилось, что результаты Park Tool превышают показания линейки примерно на 0,15%, а ProLink — на 0,25%. Учитывая, что производители инструментов рекомендуют заменять цепь при 0,5% на нижнем конце и 1% на верхнем, разница между инструментами и методом линейки может оказать значительное влияние на решение о том, менять цепь или нет.

«Кроме этого, нам удалось выявить, что самым точным методом оценки износа цепи будет снятие её с велосипеда, закрепление в подвешенном состоянии и измерение всей длины цепи (по меньшей мере, 100 звеньев) с помощью калиброванной рулетки. Хотя данный способ отлично себя показал в лаборатории, мы понимаем, что он не слишком практичен и требует гораздо больше времени, чем специальный инструмент. В качестве компромисса, вы можете поднести 30-сантиметровую линейку к цепи, закреплённой на велосипеде. Впрочем, очень сложно удерживать линейку у переднего конца цепи и пытаться получить точные показания для заднего конца, надеясь, что она не сдвинулась спереди.

Измерение износа велосипедной цепи«Вдобавок, мы использовали метод увеличения точности, как для инструмента, так и для линейки. Рекомендуем проверять износ на разных частях цепи (по крайней мере, в пяти местах) и усреднять показания. Мы заметили кое-что интересное, когда проводили тест “Сравнение износа цепи с трением”. Используемая цепь будет демонстрировать различные показатели удлинения на разных участках по всей её длине. Казалось бы, на протяжении жизни цепи все её звенья работают в одних и тех же условиях, поэтому их износ должен быть равноценен. Однако, в реальности это не так.  Для 10 старых цепей, износ которых мы измеряли во время теста, средняя разница между результатами для отдельных промежутков составила 0,22% (Примечание: мы использовали цифровой микрометр, а не специальный измерительный инструмент). В цепи, продемонстрировавшей самую большую разницу между промежутками, у одного из них удлинение составило 0,90%, а у другого — 0,42%. Если в руки велосипедисту попадёт такая цепь, и он проверит её лишь в одном месте, удлинение может составить как 90%, так и 42%. Довольно высокая вариативность.

«Мы не считаем, что существуют правильные или неправильные методы измерения. По нашему мнению, измерительные инструмент являются приемлемым способом примерной оценки износа цепи. Они отлично подходят для того, чтобы быстро принять решение о замене. Конечно, 30-сантиметровая линейка гораздо точнее, но только если все измерения сделаны правильно. В любом случае, чтобы увеличить точность, необходимо сделать несколько замеров.

Примечание, касательно метода, включающего сравнение старой цепи с новой:

«Если вы подвешиваете изношенную цепь, чтобы определить, насколько она удлинилась, рекомендуем использовать шкалу, вместо того, чтобы вешать рядом новую цепь и её сравнивать со старой. При проведении такого сравнения, предполагается, что новая цепь обладает идеальным шагом в 1/2 дюйма. Однако это большая редкость, поскольку новые цепи почти никогда не имеют идеальных характеристик. Чтобы продемонстрировать это, мы распаковали шесть новых цепей различных моделей от разных производителей, повесили их и провели измерения (смотрите фото в превью статьи).

Далее небольшое видео от местных умельцев: