Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично! (голосов: 6, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обзор «Многие скорости – многие печали?»

В былые времена велосипедистам хватало 4 скоростей, благодаря которым они прекрасно передвигались по асфальту и пересеченной местности. О том, почему в наши дни все большее количество байков, особенно горных, имеет от 20 до 30 скоростей, зачем они нужны, а также как выбрать и настроить оптимальную систему переключения передач, мы поговорим в этой статье.

Зачем правильно переключать скорости на велосипеде

Все упирается в такое понятие, как каданс. Оно характеризует оптимальное количество оборотов в минуту для комфортного путешествия на велосипеде. Нормальное значение находится в диапазоне 80-100 оборотов в минуту. Это позволяет передвигаться длительное время без сильных перегрузок и усталости в ногах.

Езда по пересеченной местности – это различные склоны, на которые необходимо подняться, спуски, где следует набрать максимальную скорость, а также участки грунта с разной степенью проходимости.

Для того чтобы во всех этих случаях соблюдать одинаковый каданс, требуется разное передаточное число. То есть скорость будет варьироваться в зависимости от сложности участка, а число вращений станет оптимальным и наиболее комфортным. Все это обеспечивает своевременное переключение передач. Далее мы рассмотрим как переключать передачи на велосипеде.

Что это такое велосипедные передачи

vtulkaСуществует 2 основных механизма реализации переключения передач.

  • Внутренний (планетарная втулка). Все элементы системы находятся в корпусе втулки заднего колеса и позволяют обеспечить плавность действий. Такие варианты отличаются высокой надежностью и прочностью, а также хорошо защищены от влияния погодных условий. Однако на горных велосипедах, о которых здесь идет речь, они встречаются крайне редко из-за высокой цены, невозможности ремонта и настройки в полевых условиях. Также эти модели обладают встроенным тормозом
  • Внешний. Он состоит из переднего и заднего переключателя скоростей. Передний включает в себя набор из 2–3 звездочек (систему) и непосредственно переключатель (в виде рамки, через которую пропущена цепь). Он смещает цепь относительно системы. Задний переключатель скоростей состоит из 6–10 звездочек (кассеты) и переключателя, смещающегося относительно кассеты (в виде шестеренки, по которой вращается цепь).

Это решение получило наибольшее распространение ввиду его простоты, эффективности и относительно небольшой цены.

Звездочки отличаются количеством зубцов и размерами. Наименьшая имеет 11 зубцов, а самая крупная – 42, но бывают и вариации. Разница между самым маленьким и большим экземпляром определяет диапазон возможных изменений передаточного числа. В системе нумерация идет от самой большой звездочки, в кассете – наоборот. Этой информации может хватить для нормального общения в магазине.

Многие забывают про переключение передач на велосипеде

zvezdochki-dlja-velosipedaВажно понимать, что выбор передачи должен производиться на звездочках системы: 1 номер предназначен для максимальной скорости, последний – для подъемов. Для постоянной езды используется среднее значение.

Данные детали предназначены для более тонкой настройки передаточного числа и достижения оптимального каданса. Теперь возникает вопрос, почему их так много? Все просто. Невозможно осуществить резкое переключение с большого диаметра кассеты на малый без повреждения цепи.

Кроме того, она может порваться. Тонкая настройка позволяет обеспечить стабильность вращения на разной местности, при наличии встречного ветра, температуры и влажности грунта.

Переходим к выбору переключателя скоростей

Ценовой диапазон достаточно широк, однако решающую роль играет степень эксплуатации и требования, предъявляемые к оборудованию. Для простых прогулок достаточно простой, надежной модели 3-7 (с тремя звездочками в системе и семью в кассете). К тому же важно учитывать расходные материалы.

Цепь необходимо менять каждый сезон, а ее цена для 10-звездочной кассеты может быть в 4 раза выше, чем для 7-звездочной (из-за разной толщины цепи и одинаковых требований к качеству и прочности). С другой стороны большее количество скоростей обеспечит более плавное переключение.

Оптимальный баланс, полученный в ходе исследования специалистами Shimano, составляет 13% разницы в количестве зубьев между соседними звездочками. Соответствующее количество этих элементов позволит не только набрать наибольшую скорость, но и преодолеть самую крутую горку.

Настройка системы переключения передач

CenteraДля того чтобы настроить правильное переключение передач, необходимо понять принцип работы как переднего, так и заднего переключателя. Все сводится к тому, чтобы обеспечить положение ограничительных винтов верхней и нижней передачи относительно соответствующих звездочек (их там всего 2).

Процесс инициируется натяжением и ослаблением тросика с помощью монетки на руле. Если винты выставлены правильно, а механизм не работает, просто ослабьте или натяните тросик в зависимости от выпавших передач.

Утешительный вывод про скорости велосипеда

Разные скорости определенно нужны и важны, а вот их количество выбирается на основании личных предпочтений и финансовых возможностей велосипедиста.

  • Кирил

    У меня на велосипеде 8 передач и как-то хватает вполне, не понимаю, зачем покупать навороченные велосипеды с 20-30 скоростями, они как-то лучше ездят, что ли.

  • Алексей

    Вот и мне при покупке нового велосипеда, продавец пытался объяснить что-то о звездочках. Я конечно нечего не понял и теперь сижу и ищу о чем же все таки шла речь. А как оказалась разговор шел о цепи.