Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично! (голосов: 3, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Тест-драйв шоссейных дисков в аэродинамической трубе

Готовы ли дисковые тормоза к профессиональным велогонкам?

На первый взгляд, это простой вопрос. Диски объективно лучше в качестве тормозов. Они обладают лучшей тормозной силой при более широком диапазоне условий, чем любые ободные тормоза. Но суть гонок не в остановке. Гонки — это скорость, погоня даже за самыми незначительными преимуществами, способными дать фору над конкурентами. Неужели в нашем жестоком мире у дисков нет ни единого шанса?

шоссейные велосипеды с дисковыми тормозамиСпросите профессиональных гонщиков, механиков, руководителей и сотрудников команд, верят ли они, что нужно разрешить использование дисковых тормозов в соревнованиях и получите множество противоположных мнений.

Сторонники обоих подходов верят, что велосипеды будут безопаснее и проще в использовании с их типом тормозов. Обе стороны одновременно и правы и неправы.

Мы акцентируем внимание на скорости. Безопасность и удобство несколько субъективны, и у каждой стороны есть по их поводу свой набор аргументов. А вот скорость можно измерить численно. В большинстве случаев, во время дорожных соревнований скорость ассоциируется с аэродинамикой.

Тогда наш вопрос становится гораздо проще. Могут ли дисковые тормоза выдержать конкуренцию с ободными в аэродинамической трубе?

Протокол тестирования велосипеда Specialized S-Works

Повторяемость и точность — две главные цели любого тестирования в аэродинамической трубе. Для этого мы сравниваем две почти одинаковые рамы, пару велосипедов Specialized S-Works Tarmac. Первый с дисковыми, а второй с ободными тормозами. За исключением тормозных механизмов форма рам идентична.

Specialized S-Works TarmacДва набора ноябрьских колёс Rail52 были оборудованы одинаковыми дисками. Один из них снабжён дисковыми втулками, а второй использует стандартные.

Оба велосипеда были собраны одинаковым образом с трансмиссией Shimano Dura-Ace Di2 и шатунами от Specialized. Тормозные рычаги, конечно, отличаются, так как дисковый велосипед использует гидравлические рычаги R785, а на втором установлены стандартные рычаги Dura-Ace Di2.

Ключевым этапом проверки был вертикальный угол отклонения от -20 до 20 градусов, ведь дисковые тормоза устанавливаются только с левой стороны рамы.

Тестирование проходило в аэродинамической трубе A2 в Северной Каролине, которой мы обычно пользуемся. В общем, было проведено 70 испытаний.

Результаты тестирования велосипеда Specialized S-Works Tarmac

Версия Specialized S-Works Tarmac с ободными тормозами быстрее, чем аналогичный велосипед с дисковой системой при любом направлении ветра. При этом разница только увеличивается по мере перемещения потока ветра слева направо.

Диски показывают себя хуже всего при сильных встречных ветрах, особенно с правой стороны. Под углом -20˚, который редок, но всё же иногда встречается, разница между двумя Tarmac составила целых 8 ватт.

При более распространённых углах ветрах, дистанция между велосипедом с дисковыми и ободными тормозами в среднем равняется 1-3 ваттам. Не так много, но и не слишком мало.

Перспективы шоссейных велосипедов с дисковыми тормозами

шоссейные велосипеды с дисковыми тормозамиХотя тормоза Shimano br R785 — отличная вещь, в них используются суппорты, изначально разработанные для горных велосипедов.

Мы тестируем промежуточный продукт, который позволяет Shimano начать выход на рынок дисковых тормозов, пока UCI решает вопрос их легальности в дорожных гонках.

Поэтому мы уверены, что небольшую разницу при низких углах ветра можно со временем преодолеть через улучшенную интеграцию и дизайн.

Причиной больших потерь аэродинамики при высоких углах ветра, скорее всего, является ротор дискового механизма, поэтому минимизировать их будет затруднительно.

Стоит отметить, что компания, занимающаяся производством этих велосипедов, недавно провела похожее тестирование и выявила меньшую разницу между дисковым и ободным вариантами модели Tarmac. В их тесте участвовал велосипедист, а в нашем нет. Гонщик не только становится новой переменной, но и изменяет то, как ветер попадает на заднюю часть велосипеда. Поэтому ни один из протоколов нельзя считать идеальным.

Flatmount от ShimanoОбодам, которым не требуется тормозная дорожка, можно придать форму, улучающую их аэродинамику. Тормозные суппорты со временем тоже, вероятно, будут уменьшаться. Новый стандарт крепления суппортов Flatmount от Shimano несёт с собой гидравлические шланги внутри рамы и размещает суппорты рядом с рамой и вилкой.

На рынке уже продаются рамы такого стандарта, и мы ожидаем появления совместимого дискового тормоза от Shimano, возможно, уровня Dura-Ace, в течение следующих 18 месяцев.

Мы тестировали тормоза со стандартными рычагами Dura-Ace и поддерживающими гидравлику рычагами R785, отличающимися ярко выраженными головками, в которых и находятся резервуары для масла.

Эти крупные рычаги, несомненно, оказали негативное влияние на результаты велосипеда с дисковыми тормозами. Если Shimano и другим компаниям удастся уменьшить размер рычагов, приблизив его к пропорциям обычных механических аналогов, разница испарится.

Важно также отметить, что Tarmac Disc относится к небольшой группе гоночных рам для дисковых тормозов. Подавляющее большинство доступных сегодня велосипедов с дисковыми механизмами не подходят для гонок.

Они имеют крупные шины, неподходящую геометрию и в целом ориентированы на другой сегмент. Для таких велосипедов потеря нескольких ватт ничего не значит. Для езды на толстых шинах в вертикальном положении всё равно требуется гораздо больше усилий.

Подведем итог

UCI рассчитывает принять решение об использование дисковых тормозов в профессиональных велогонках в течение нескольких следующих лет. Для профессионалов, даже потеря нескольких ватт имеет огромное значение. Команды тратят тысячи долларов, получая гораздо меньше взамен.

Продемонстрированные здесь результаты означают, что велогонщики не станут добровольно ездить с дисковыми тормозами, если конечно, все одновременно не перейдут на диски. Это бы в очередной раз уровняло шансы.

На закуску особое мнение по этому поводу от Владимир Чубатюк: